Детский коллектив "Нумсанг ёх" со спектаклем «Акань» участвовал в финале театрального Всероссийского фестиваля "Табуретка", который проходил в г. Санкт-Петербург.
«Акань» - это продолжение работы, начатой нами в проекте «Небесные тропы когтистого зверя», посвящённом сохранению традиций народа ханты. Этот проект в 2017 году стал частью программы «Культурная мозаика» Фонда Тимченко.
Марина Кабакова, руководитель детского коллектива, поделилась впечатлениями:
- Три дня мы провели в атмосфере сказки, творчества, артистизма! Мы впитали много для себя интересного и нового!
Было и некоторое разочарование от зала, в котором мы выступали - невозможно было выстроить свет, тени, подсветку... Поэтому спектакль несколько потерялся... Все другие коллективы выступали на другой, профессиональной сцене театра "Зазеркалье". Но несмотря на это, многих наших зрителей спектакль привел в восторг. Нашими поклонниками стали наш давний знакомый, ученый из Германии Штефан Дудек (доцент факультета антропологии; научный сотрудник Центра социальных исследований Севера, доктор философии) и его друг из Германии Кристиан Фагт.
После спектакля было долгое общение со Штефаном, который назвал наш спектакль очень важным и нужным, практически единственным спектаклем, в котором малые народы учатся бороться с проблемами, в том числе проблемой суицида.
Нашим ребятам было очень полезно посетить спектакли других коллективов, которые съехались с разных уголков России, принять участие в мастер-классах известных актеров, раскрыть себя по-новому.
А ещё мы наметили перспективы для сотрудничества со Штефаном, который хорошо знает специфику всех северных народов, не только российских, но и западных!
Спустя несколько дней Штефан прислал в далёкий Казым отзыв на спектакль, который по сей день не дает ему покоя: «11 ноября мне с моим другом Кристианом Фагтом посчастливилось посмотреть спектакль «Акань» ("Кукла") театра "Нумсанг ёх" в Музее театрального искусства в Петербурге. Эта постановка оказалось для меня настоящим открытием.
Я знал, что будет любительская детская труппа из села Казым Ханты-Мансийского округа, и ожидал чего-то легкого, детского, наивного, похожего на те фольклорные представления, которые я много раз видел на сценах домов культуры в Сибири или во время фольклорных праздников типа «Дня оленевода», где культуру ханты подают в привычной для городского населения форме.
Оказалось, я сильно ошибался, и я очень этому рад: это был мастерски разыгранный спектакль, наполненный глубоким философским смыслом и рефлексией. Наверное, впервые я увидел, как в России молодые представители коренного населения Арктики в публичном пространстве говорили своим языком о сложностях своей жизни. Не секрет, что повсюду на Севере (и не только в России) у коренной молодежи высок уровень психологического стресса, употребления алкоголя, велико количество несчастных случаев, насилия и самоубийств. И повсюду на Севере ищут подходящие способы обсуждать эти проблемы, стараются найти новые подходы и формы, которые бы позволили передать эти психологические и жизненные трудности.
Я думаю, что это очень важно, чтобы молодежь сама нашла бы и начала развивать язык, на котором могла бы дискутировать об этом. Спектакль «Акань» великолепно справляется с этой задачей. Большую роль здесь играют руководители труппы Марина Кабакова и Елена Федотова, и, конечно, режиссер спектакля Игорь Устинович.
Но главным открытием для меня стали молодые актеры. Они очень трогательно и тонко передавали чувства детей: страдание от одиночества, попытки манипуляции, унижения и травли со стороны сверстников и взрослых, ту защищенность, которую главный герой пытается сохранить для своей куклы, оберегая ее, и в которой так нуждается сам. При этом в спектакле совершенно отсутствует морализаторский, менторский тон, так нередко встречающийся в педагогических попытках обращения к молодежи. Остается только пожелать, чтобы эта молодая труппа получила возможность как можно шире представить свое творчество как на Севере, так и за его пределами».
Фото Кристиан Фагт, Марина Кабакова.